Жили два брата – богатый и бедный. Настал Новый год, у бедняка в закромах пусто, нечем детей накормить. Приш-лось ему волей-неволей идти к богатому брату просить о по-мощи.
– Дай мне, брат, ради праздника немного мяса в долг, – говорит бедный брат.
Ничего не сказал богатый брат, принес коровью ногу и швырнул ее бедняку.
Поклонился тот, стал благодарить. А богач разозлился, досадно ему, что пришлось мясо отдать, крикнул:
– Получил и проваливай! Иди с этой коровьей ногой хоть к самому Хийси!
[Хийси – по древним верованиям карел – мифический хозяин леса, который якобы мог менять свой облик, но чаще всего выступал в образе древнего старика. Позднее Хийси стали отождествлять с чертом. ]Жили два брата – богатый и бедный. Настал Новый год, у бедняка в закромах пусто, нечем детей накормить. Приш-лось ему волей-неволей идти к богатому брату просить о по-мощи.
– Дай мне, брат, ради праздника немного мяса в долг, – говорит бедный брат.
Ничего не сказал богатый брат, принес коровью ногу и швырнул ее бедняку.
Поклонился тот, стал благодарить. А богач разозлился, досадно ему, что пришлось мясо отдать, крикнул:
– Получил и проваливай! Иди с этой коровьей ногой хоть к самому Хийси!
[Хийси – по древним верованиям карел – мифический хозяин леса, который якобы мог менять свой облик, но чаще всего выступал в образе древнего старика. Позднее Хийси стали отождествлять с чертом. ]
Взял бедный брат мясо, а сам думает: «Делать нечего, раз брат велел, придется идти к Хийси. Только где я его найду?»Идет он, идет по лесной тропинке, слышит – топоры стучат. Подошел поближе – дровосеки. Спрашивает их бедный брат:
– Скажите, дровосеки, не знаете ли вы дороги к Хийси?
– Знать-то мы знаем, только идти к нему не советуем. А зачем он тебе?
– Да надо ему вот коровью ногу снести. Дровосеки говорят:
– Иди от поленницы к поленнице – это мы для Хийси дров нарубили – так и дойдешь до его избушки. Только возьми с собой березовое полено. А зайдешь в избу, руки ему не подавай, протяни полено, иначе без руки останешься. А если он будет предлагать тебе награду, то не бери ничего, попроси у него только ручной жерновок, который он всегда за спиной носит.
Поблагодарил бедняк дровосеков за добрый совет и пошел дальше. Наконец пришел к избушке Хийси. Заходит, смотрит – сидит старый Хийси на печи, за спиной жернов.
Поздоровался бедный брат, а Хийси руку ему с печи протягивает:
– Здравствуй, гость!
Бедняк протянул ему полено. Схватил Хийси полено и так сжал, что из полена вода закапала. Бедняк говорит:
– Вот я тебе коровью ногу в подарок принес. Получай! Обрадовался Хийси:
– Все сулят мне подарки, только никто не приносит. Разве что с собаками что-нибудь пошлют. А собаки, известное дело, дорогой сами все съедят. А ты сам подарок принес, и за это я тебя награжу. Чего ты хочешь, золота или серебра?
– Не надо мне ни золота, ни серебра, – говорит бедный брат. – А коли наградить меня хочешь, дай мне этот жерновок, что у тебя за спиной висит.
Закряхтел Хийси, жалко жернова.
– Не хотел я его никому отдавать, – говорит, – но раз ты пришел ко мне с подарком, так и быть – бери. Только помни – жернов этот не простой: он намелет всего, что ни прикажешь.
Взял бедняк жернов и пошел домой. Как раз к празднику успел. Зашел в избу и говорит:
– Ну-ка, жернов, намели нам угощенья к праздничному столу!
И жернов замолол. Полетели из-под жернова и караваи хлеба и калитки и пироги – столько всякой еды, что на столе не умещается.
Дети бедняка наелись, повеселели, на улицу побежали. Встречает их богатый брат и спрашивает:
– Что это вы такие сытые да веселые стали? Еще недавно из дому не выходили, от голода подыхали, а теперь вон как резвитесь.
– А отец к Хийси ходил и принес от него в подарок такой жернов, который намелет все, что захочешь.
Пошел богатый брат к бедному брату и спрашивает, правду ли ему дети рассказали. Бедняк и говорит:
– Помнишь, дал ты мне коровью ногу и велел идти с ней к Хийси? Я и пошел. А Хийси подарил мне этот жернов – всего намелет, что захочешь.
Позавидовал богатый брат удаче бедняка, говорит:
– Я тебе мясо дал – так теперь ты дай мне жернов ненадолго.
– Возьми, – отвечает бедняк. – У меня теперь всего вдоволь. Мне не жалко.
Принес богатый брат жернов домой и приказал ему молоть. Намолол жернов и муки, и круп, и сахару. Скоро амбары богатого брата стали ломиться от всякого добра – на десять лет хватит, ни сеять, ни пахать не надо.
А у бедного брата припасы к концу подходят. Пошел он к богатому брату жернов обратно взять. А богач не отдает:
– Какой жернов? – удивляется. – Никакого жернова я у тебя не брал. У меня у самого есть, зачем мне твой? – И выгнал бедняка.
А сам на другой день отправился со своими работниками на море рыбу ловить. «Дай, – думает, – жернов с собой возьму, пусть соль мелет. Прямо в лодке можно рыбу засолить, на берег не надо возвращаться».
Целый день ловили они рыбу. Наловили порядком, засолили всю рыбу, задремали от усталости: дело было к ночи. А жернов все мелет и мелет соль. Уже целая гора соли посреди лодки выросла, а жернов знай мелет… Некому его остановить – все спят. Так и пошла лодка ко дну.
И жернов на дно упал, и все продолжает соль молоть. И поныне на дне морском мелет. Вот почему вода в море соленая.
Свежие комментарии